Форум » Грёзы » Скептицизм сновидений » Ответить

Скептицизм сновидений

Zeeon: "Случалось ли видеть кошмар, который казался реальностью? Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что есть сон, а что действительность?" (Морфеус) Нео проснулся от кошмарного сна, который был его жизнью. Как он мог это узнать? Считается, что, ущипнув себя, можно проснуться. К сожалению, не всё так просто. Природа снов такова, что их принимают за реальность: пока мы спим, мы не знаем, что находимся в царстве сновидений. Конечно, когда, в конце концов, наступает пробуждение, мы осознаём, что все события сна происходили лишь в нашем сознании. То, что случилось с Нео, заставляет задуматься: как кто-то может быть уверен, что проснулся по-настоящему? Что если мы, как Нео без красной таблетки, живём и не знаем, что наши сны на самом деле сны внутри других снов? Мысль о том, что всё, что мы принимаем за реальный мир, может быть сном, знакома многим, изучающим философию, поэзию и литературу. Большинство из нас рано или поздно сталкивались с мыслью, что мы ошибочно принимаем сон за явь, или явь за сон. Самый известный представитель этой теории в западной философской школе – это французский философ семнадцатого века Рене Декарт. В попытке предоставить твёрдое обоснование знанию, он основал учение, которое подвергало сомнению всё, что можно. Это было сделано для того, чтобы определить истинное знание, которое, несомненно, должно было выдержать столь ярый и систематический скептицизм. Декарт делает первый шаг к постановке вопроса, рассматривая вероятность того, что жизнь есть сон: «Как часто во сне я убеждён в реальности происходящего – я сижу в своём халате у камина, а на самом деле лежу раздетый в постели! Но в данный момент мои глаза определённо широко раскрыты, когда я смотрю на этот кусок бумаги; Я трясу головой, и она тоже не спит; я протягиваю и чувствую свою руку, и я делаю это специально, и я знаю, что я делаю. Всё это не могло бы происходить с такой чёткостью, если бы я спал. Неужели! Как будто я не помню, сколько раз я точно так же обманывался во сне! Задумываясь над этим, я чётко осознаю, что нет никаких признаков, по которым можно было бы отличить состояние бодрствования от состояния сна. И тут ко мне приходит изумление, и это чувство только укрепляет мысль о том, что я всё ещё сплю». («Медитации», 13) В сонном блаженстве мы часто не замечаем, что спим. Учитывая это, а также тот факт, что сны часто бывают такими же насыщенными и «реальными», как и настоящая жизнь, как можно отвергать возможность того, что вы и сейчас спите, когда сидите за своим компьютером и читаете эти строки? Это и есть та сбивающая с толку мысль, на которую нас выводит Декарт. Кажется, что не существует никаких доказательств того, что мы не спим. Если так, тогда не существует подтверждения и тому, что мир, в котором мы живём, реален. Действительно, становится спорным, есть ли у нас подтверждения тому, во что мы верим. Рассказчик из декартовых «Медитаций» обеспокоен этим, но в конечном счёте утверждает, что возможность того, что жизнь есть сон, не может сама по себе опровергать все наши гипотетические знания; он обращает внимание на то, что даже если наше сенсорное восприятие происходит во сне, мы тем не менее несём в себе определённый багаж знаний о природе реальных вещей. Среди немногих аспектов знания, которые, по мнению Декарта, выдержали испытание «скептицизмом сновидений», есть истины, постигнутые рассудком, такие как математические истины: «Не важно, сплю я или нет, два и три при сложении дают пять, и у квадрата не более четырёх сторон». Подобное понимание вещей не слишком утешает людей, задумывающихся над тем, реальны ли те люди и вещи, с которыми они сталкиваются в жизни, и это послужило созданию нового философского проекта. Декарт искал подтверждения тому, что истины, постигнутые разумом, превыше знаний, приобретённых с помощью ощущений. (И это не удивительно, ведь Декарт, кроме блестящего философа, был ещё и гениальным математиком). Сам Декарт не был скептиком, он всего лишь использовал скептический довод с целью напомнить читателю, что математические истины (как и другие истины разума) имеют под собой более твёрдую основу, чем информация, полученная от органов чувств. Несмотря на то, что конечная цель Декарта должна была продемонстрировать возможность существования истинного знания, он продолжает использовать в «Медитациях» гораздо более радикальный скептический довод, который подвергает сомнению даже его любимые математические истины. В следующем разделе вы убедитесь, что задолго до того, как Вачовски придумали «Матрицу», Декарт уже представил себе не менее пугающие вероятности.

Ответов - 7

Лео, повелитель мира: "Природа снов такова, что их принимают за реальность: пока мы спим, мы не знаем, что находимся в царстве сновидений." Дальше этого абзаца я не читала, мне в лом, слишком уж много. А вот касательно этого скажу, что я, например, в 95 из ста снов различаю, что это сон. Я натренеровала себя так, что во время сна прекрасно осознаю, что это сон и могу проснуться в любой момент. Это может сделать любой человек, который хть чуть-чуть может разобраться в себе. Это легко. Это уберегает от всяческих бредов и кошмаров, которые нам навевает наше бессознательное. Мне часто снились сны про лестницы через пропасть. Причем мне постоянно надо по ним спускаться, а они ветхие, ступеньки маленькие, круглые, узкие находятся на большом расстоянии друг от друга, и толпа дреодолевает эту лестницу с таким задором и легкостью, что хочется аж локти грысть, а я боюсь спускаться. В общем, меня это запарило и я решила научиться контролировать свои сны. На первом этапе я смогла просыпаться, когда мне снится что-то неприятное, а теперь могу даже сном управлять, если постараться. Так что дело не в природе снов, а в человеке: насколько он хорошо разбирается в себе.

Zeeon: Лео, повелитель мира Позвольте продолжить мысль: -Да, мы осознаём, что это сон, но если он настолько тонко переплетается с действительностью, что вплетает в неё свои нити, причудливо искажая или предвосхищая действительность, что возникает мысль о том, что человек ещё не научился понимать механизм своего подсознания, иной раз просто пугается события, вычисленного нашим механическим мозгом, отталкиваясь от механизма математических истин, как непонятного.

Morfeus: я такого не базарил...не помню...спал наверно... п.ы Нейро...дядька...где траву косишь?)


Zeeon: Morfeus Пересмотри Матрицу - документально увековечено ) А насчёт травы.... хде взял, хде взял... таблетки спрячь)

Morfeus: после того что я пережил в августе-сентябре,наверное и есть...надеюсь что это был самый мой страшный кошмар.....матрица очень глюкнула(для тех кто хочет ха ха)

Zeeon: Morfeus Где пропадал, Дим? В аське бываешь?

Харя: Как объяснить такой момент : Каждый чел, оставаясь один на один с самим собой начинает, может мечтать, может думать, может переживать различные жизненные ситуации, додумывает развитие событий, прикидывает как могло бы быть дальше и т.д. Что-то его свыше заставляет рисовать картинки в своём мозгу? И вдруг события сбываются ,ну ни вовсех подробностях, но в своей сути практически, как надумал сам чел. Хорошо, если события позитивные и хорошие, а если мрачные, смертоносные и т.п. Наступает боязнь думать о чем-то конкретном, если например болеет родственник и ты проворачиваешь как совсем не позитивно может болезнь протекать и это сбывается. Это что предостережение свыше? Где есть несколько дней, чтоб чел мог как-то повлиять на плохие события или что?



полная версия страницы